Как на практике осуществляют дробление бизнеса в целях экономии налогов
Дробление бизнеса – это один из популярных способов налоговой оптимизации в группе. В частности, вспомогательная компания позволяет перевести основную часть дохода на льготное налогообложение, вывести дорогостоящее имущество из основной компании. Или просто выгодно перераспределить средства группы. Налоговикам давно известно, как собственники выгодно вовлекают в свой бизнес такие вспомогательные компании. И пытаются всячески этому воспрепятствовать, обвиняя в фиктивности их создания. Несмотря на это, практика показывает, что такой способ оптимизации не теряет популярности.
Редакция журнала «ПНП» проводит опрос на тему «Какие нюансы создания и использования вспомогательной компании на «упрощенке» используют компании на практике в целях экономии налогов?». Результаты будут опубликованы в «ПНП» № 11, 2011.
1. Для чего вы решитесь создать вспомогательное общество на упрощенной системе налогообложения (можно выбрать несколько вариантов ответа)?
а) вывести прибыль из основной компании, которая бы облагалась по ставке 6 процентов;
(8.85 %)
б) вывести прибыль из основной компании, которая бы облагалась по ставке 15 процентов;
(7.52 %)
в) чтобы не превысить предельный размер выручки в 60 млн рублей или численность сотрудников, в случае, если основная компания на «упрощенке»;
(10.62 %)
г) с целью экономии на НДС, переводя на вспомогательную компанию основную часть реализации;
(24.34 %)
д) с целью перевода имущества собственника на хранителя актива;
(19.03 %)
е) с целью применения упрощенки «на патенте»;
(3.1 %)
ж) с целью завышения расходов за счет услуг компании на «упрощенке».
(25.66 %)
2. Экономию по какому налогу, на ваш взгляд, в большей степени даст дробление бизнеса (можно выбрать несколько вариантов ответа)?
а) по налогу на прибыль;
(15.49 %)
в) по налогу на имущество;
(29.2 %)
г) страховые взносы.
(16.81 %)
3. Какое число вспомогательных обществ на «упрощенке» для группы будет оптимальным с точки зрения контроля за ними, как со стороны собственника, так и со стороны налоговиков?
а) максимум – три общества;
(39.64 %)
б) не более десяти. Иначе сам собственник рискует потерять контроль над цепочкой компаний;
(13.96 %)
в) столько обществ, сколько будет требовать ведение бизнеса. Эффект налоговой экономии в этом случае позволит усилить контроль над всеми «упрощенцами» группы.
(46.4 %)
4. Исключите ли вы взаимозависимость созданного вспомогательного общества с основной компанией?
а) да, постараемся исключить любые признаки взаимозависимости. Иначе – контроль цен со стороны налоговиков обеспечен;
(58.67 %)
б) нет, так как сделки между компаниями будут совершаться не сумму, меньше предусматривает лимит контроля согласно новым правилам трансфертного ценообразования;
(12.89 %)
в) факт взаимозависимости нас не заботит. Так как сможем доказать что наличие взаимозависимости не влияет на результат сделок.
(28.44 %)
5. Кого из людей безопаснее назначить в качестве учредителя вспомогательного общества?
а) номинала, который за плату подпишет любые бумаги;
(20.54 %)
б) дальних родственников, знакомых, друзей;
(35.71 %)
в) собственника - физлица основной компании;
(33.48 %)
г) собственника – юрлица основной компании.
(10.27 %)
6. Стоит ли наделять вспомогательное общество активами, в частности, имуществом, основными производственными фондами?
а) нет, за исключением случаев, когда деятельность компании будет связана, к примеру, со сложным производством, крупным строительством. Или если общество создавалось с целью хранения активов;
(24.77 %)
б) да, безопаснее, если в собственности компании будет хоть какое-то имущество. Иначе, налоговики не поверят в реальность его деятельности;
(30.18 %)
в) нет, в этом нет необходимости. Вне зависимости от вида деятельности, общество вправе вести деятельность, к примеру, с помощью арендованного имущества.
(45.05 %)
7. Безопасно ли создавать вспомогательную компанию, если ее единственным поставщиком будет только основная компания?
а) рисков нет, компания вправе сама выбирать условия сотрудничества и ведения деятельности;
(21.88 %)
б) только, если этому будет логическое объяснение. К примеру, местоположение компании в особых природных условиях. Или специфика продукции или производства;
(29.46 %)
в) риски высоки. Налоговикам в такой ситуации не составит особого труда доказать взаимозависимость сторон с последующим обвинением в фиктивности с целью ухода от налогов.
(48.66 %)
8. Будет ли вас заботить тот факт, что, к примеру, численность персонала вспомогательного общества по документам будет составлять, к примеру, один-два человека.
а) нет, отсутствие в штате работников, численность которых очевидно недостаточна для исполнения той или иной сделки еще не доказывает, что компания не может в принципе осуществлять свою деятельность;
(30.36 %)
б) да, обязательно оформим в штат основной производственный персонал. Иначе обвинений в фиктивности создания общества не избежать. Особенно при больших объемах выручки;
(47.77 %)
в) чтобы объяснить отсутствие штатных работников заручимся договорами гражданско-правового характера с сотрудниками.
(21.88 %)
9. На этапе создания вспомогательного общества на «упрощенке» часть штатных сотрудников основной компании переходят в новое общество. Где фактически расположить сотрудников, оформленных в новую компанию?
а) оставить сотрудников трудиться на прежних местах;
(24.31 %)
б) арендовать небольшой офис – это докажет налоговикам независимость нового общества;
(42.66 %)
в) вовсе не делать такой «перевод» сотрудников и нанять новых людей. Иначе обвинений в создании фиктивного общества не избежать.
(33.03 %)
10. Обязательно ли проводить ликбез с сотрудниками о том, что им отвечать на вопросы налоговиков в случае заинтересованность последних в должностных обязанностях или фактическом месте их исполнения?
а) да, безопаснее разъяснить сотрудникам все нюансы их нового оформления. В случае непонимания или неосведомленности работники могут на допросе дать показания не в пользу компании;
(41.82 %)
б) если сотрудники фактически продолжают трудиться на прежних местах, то их переоформление объяснять не будем. Просто получим их согласие. Подробная осведомленность работников для компании ни к чему;
(27.73 %)
в) придумаем убедительную легенду, которая по сути выгодна как компании, так и сотрудникам.
(30.45 %)
11. Кому на ваш взгляд безопаснее поручить ведение бухгалтерского и налогового учета вновь созданной вспомогательной компании?
а) сотрудники бухгалтерской службы основной компании, которые оказывают услуги вспомогательному обществу по договору подряда;
(29.02 %)
б) оформим новое общество, к примеру «на общего» главбуха для ведения учета всей группы;
(20.98 %)
в) если нужно скрыть взаимозависимость, то безопаснее воспользоваться услугами номинального главбуха;
(31.25 %)
г) воспользуемся услугами специализированной независимой бухгалтерской компании.
(18.75 %)
12. Где безопаснее хранить документы и печати вспомогательного общества?
а) в офисе основной компании – у директора в кабинете;
(8.93 %)
б) в офисе компании – наряду с документами основной компании в бухгалтерии;
(25.89 %)
в) в неофициальном помещении или по адресу местонахождения вспомогательного общества. Если такой адрес в реальности существует.
(65.18 %)